Первооткрыватели новой земли

ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ НОВОЙ ЗЕМЛИ

ОТКРЫТИЕ ВОСТОЧНОГО БЕРЕГА] НОВОЙ ЗЕМЛИ

должен был заняться описью восточных берегов Новой Земли. Он простился со своими товарищами по пятилетним беломорским скитаниям и отправился на верфь купца Брандта на реке Маймаксе, где пробыл до тех пор, пока судно для экспедиции не спустили на воду. Судно было построено по плану, который составил сам Пахту  сов при помощи полковника В. А. Ершова, человека сведущего в корабельном деле и много потрудившегося над подготовкой судов к дальнему плаванию. Это был большой   беспалубный  карбас  длиной немногим  более   12  м, а шириной около 4 м. В носу и на корме были сделаны небольшие  каюты,   они  предназначались  для  команды, начальника экспедиции и его помощника. Там же предполагалось    поместить    провизию.   Среднюю,    открытую, часть судна в дождливую погоду и во время сильного волнения следовало закрывать брезентами. При карбасе имелись две лодки. Таково было судно, на котором предстояло Пахтусову плавать среди льдов и волн Баренцева и Карского морей.

Наблюдая за оснащением карбаса, Пахтусов занялся одновременно комплектованием команды. В ее состав, вошли Василий Федоров, Егор Хаймин, Никифор Подгорный,  Константин  Родионов,  Андрей  Рахов,  Николай (Рудаков, Иван Гладкий и Семен Лечехин — жители Архангельского, Мезенского, Холмогорского, Пустозерскогоуездов. Все они имели богатый опыт плаваний в Белом и Баренцевом морях. Своим помощником Пахтусов назначил кондуктора корпуса флотских штурманов Николая Крапивина.         

7 июля Пахтусов доложил Брандту и Клокову о готовности   судна.   Однако   задержка  с   астрономическими инструментами, которые были заказаны в Лондоне, помешала отплытию. Пахтусов обратился за содействием к Р. Р. Галлу, Вскоре инструменты были получены, и в тот же день из Шенкурска от Клокова пришла инструкция, определявшая программу работ экспедиции.

- Пахтусову предписывалось следовать из Архангельска к северной оконечности острова Колгуев, затем, проверив счисление, направиться к южным берегам Новой Земли, пройти проливом Карские Ворота в Карское море и приступить к описи восточного берега острова. На тот случай, если в проливе экспедиция встретит непроходимые льды, Пахтусову разрешалось остановиться в Никольском Шаре и ждать улучшения ледовой обстановки. После удачного прохода в Карское море экспедиция должна была направиться к северу до 75—76° (до зимовки Баренца), а оттуда, судя по обстоятельствам, следовать либо к Енисейской губе, либо вокруг мыса Желания в Баренцево море либо на юг вдоль восточных берегов острова.

 

В «Инструкции» содержалось немало советов, как поступить в той или иной обстановке. «Полагаю,— писал в заключение Клоков,— что Вы, имея в виду одну изъявленную мне в разговорах цель дойти до места зимовки Баренца, достигните оной и никакие препятствия и опасности не поколеблют твердости духа Вашего... Я надеюсь, что правительство не оставит Вас без признательности своей, если в предназначенном Вам опасном пути, не теряя духа от неудач и преодолевая все затруднения, окончите Ваше предприятие с желаемым успехом».