Первооткрыватели новой земли

ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ НОВОЙ ЗЕМЛИ

ПЕРВЫЕ ПЛАВАНИЯ К НОВОЙ ЗЕМЛЕ

Вскоре снова появились льды, спустился туман и поднялся сильный ветер. Спасаясь от шторма, судно вошло в Ледяную гавань.

22 августа путешественники направились на юго-запад, но попали в полосу тумана и вынуждены были пришвартоваться к одной из исполинских льдин. Моряки взобрались на 20-метровую высоту и были удивлены, обнаружив поверхность, покрытую землей. Здесь жили птицы, в их гнездах нашли около 40 яиц.

«Этот лед,— отмечал в дневнике Геррит де Фер,— был непохож на другой и имел голубой цвет, как чистое небо. Поэтому среди нас возникли различные мнения: одни утверждали, что это лед, другие — что это земля, смерзшаяся от холода; ибо льдина очень выдавалась над водой и на глубине 18 сажен сидела на грунте» 22.

Переждав под ее защитой шторм, путешественники взяли курс на юго-восток, надеясь в этом году достичь загадочного пролива Аниан, якобы отделяющего Старый Свет от Америки. Но вскоре они встретили тяжелые ледяные поля и возвратились в Ледяную гавань, так как снова разразился шторм. Ветер усиливался, сплоченные льды все ближе подходили к Ледяной гавани. Моряков охватило беспокойство. Лед напирал с огромной силой. Кормовая часть судна и руль поднялись. Шлюпка, наход\ившаяся у борта судна, ударом льдины была превращена в щепки.

Обогнув Новую Землю с севера и проникнув в Карское море, экспедиция еще была далека от своей конечной цели. Видя, что сплоченные льды преграждают путь на восток, моряки решили возвращаться в Нидерланды. Направились на север, к мысу Желания, но натолкнулись на непроходимые льды. Такие же сплоченные льды экспедиция встретила, когда, изменив курс, двинулась на юг вдоль восточных берегов Новой Земли. Пришлось укрыться в Ледяной гавани, чтобы дождаться, когда ветры угонят лед от северо-восточной оконечности Новой Земли. Но вскоре стало ясно, что они попали в опасную ловушку. Льды сломали руль и повредили корму. Новым сжатием льдов судно высоко приподнялось. И накренилось на один борт. Казалось, развязка близка. Дули переменные ветры; когда ветры были западные, у всех появлялась надежда, что они отгонят льды и можно будет пробиться в Мурманское море. Однако проходили сутки, другие, льды с сокрушительной силой напирали в Ледяную гавань и еще более усугубляли серьезность положения путешественников.

«7 сентября,— писал Геррит де Фер,— погода была очень сносная, но мы нигде не замечали открытой воды и оставались крепко зажатыми во льду, так что около корабля нельзя было зачерпнуть ни капли воды. В тот же день пятеро из наших отправились на сушу, но вернулись только вдвоем; остальные трое ушли приблизительно на две мили в глубь страны. Они нашли там реку с пресной водой, а около нее много дерева, принесенного туда морем. Они заметили следы оленей и лосей, как они полагали, ибо следы были от раздвоенных копыт, одни больше других; на этом основании они и строили свое пред-положение».

Положение корабля с каждым днем ухудшалось. Северо-восточные ветры гнали в гавань тяжелые льды. Они торосились у борта судна и повредили его носовую и подводную части. Корабль оказался в ледовом плену. Стало ясно, что участникам экспедиции придется провести на берегах Новой Земли суровую полярную зиму. Крепчайшие морозы напоминали о ее близком приходе. Прежде всего необходимо было построить на берегу дом, который защитил бы моряков от холода и диких зверей, бродивших в окрестностях Ледяной гавани. Каждый день путешественники отправлялись на поиски выкидного леса (плавника). Найденные бревна на санях возили к месту зимовья.

В это время за пределами бухты лед разделился и, будь корабль на чистой воде, можно было бы поставить паруса и плыть на запад, к берегам Голландии. Однако льды по-прежнему держали, судно в плену.