Первооткрыватели новой земли

ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ НОВОЙ ЗЕМЛИ

ПЕРВЫЕ ПЛАВАНИЯ К НОВОЙ ЗЕМЛЕ

Самый значительный вклад в исследование Новой Земли внесла третья голландская экспедиция, снаряженная на средства сената города Амстердама. На этот раз в поход отправились два корабля. Команды их состояли из моряков, добровольно вызвавшихся идти в это трудное плавание. За открытие Северного морского пути была назначена премия в размере 25 тыс. гульденов. Руководителем экспедиции был назначен Яков Гемскерк, обязанности главного штурмана возлагались на Виллема Баренца. Он ведал прокладкой курса судна. Все действия экспедиции предпринимались только с его согласия. В «Морском дневнике» Геррита де Фера содержатся многочисленные указания на то, что душой экспедиции был Биллем Баренц.

В мае 1596 г, суда достигли Шетландских островов и ваяли курс на норд, решив следовать к северной оконечности Новой Земли. Спустя месяц с мачты был усмотрен небольшой гористый остров. Высадившись на берег, путешественники нашли на скалах многочисленные птичьи гнезда и набрали большое количество яиц. Вблизи острова заметили медведя и потому назвали остров Медвежьим.

Продолжая следовать к северу, за 80-й параллелью сквозь туман заметили новую неизвестную землю. Это были берега Шпицбергена, который голландцы ошибочно приняли за Гренландию.

Пробыв несколько недель в районе Шпицбергена, путешественники спустились к острову Медвежьему. Здесь Ян Рийп посетил корабль Якова Гемскерка и сообщил свое намерение идти на север и искать там проход на восток. Яков Гемскерк, напротив, предлагал спуститься на юг, за границу плавучих льдов, и направиться к Новой Земле. Не достигнув согласия, капитаны судов отправились по избранным ими направлениям.

В середине июля корабль Гемскерка достиг Новой Земли. Здесь встретились тяжелые льды и корабль лег в дрейф. Используя разводья и прогалины, мореплаватели настойчиво пробивались 'на север вдоль западных берегов острова, знакомых им по плаванию 1594 г.

Вблизи Крестового острова моряки попали в ледовый плен. Лишь в начале августа они смогли плыть дальше на север. 6 августа миновали мыс Нассау, а на другой день уже были у мыса Утешения. Наплывший густой туман вынудил пришвартоваться к сидевшей на мели льдине. Но такое положение корабля было небезопасным.

«10 августа, в субботу,— писал Геррит де Фер,— лед пришел в сильное движение, и тут только мы уразумели, что та огромная льдина, к которой мы пришвартовались, сидит на дне, так как весь остальной лед шел мимо нас. Мы очень боялись, как бы нас не раздавило льдом, и потому приложили много труда и старания, чтобы выйти оттуда, ибо находились в большой опасности. Когда мы поставили паруса, корабль понесло на лед с такой силой, что вокруг нас все затрещало, и мы оказались возле другой большой льдины, у которой и закрепились при помощи якоря».

Однако и эта защита оказалась малонадежной. Неожиданно стамухи с грохотом распались на мелкие льдины, и судно экспедиции снова оказалось в опасности.

Переходя от стамухи к стамухе, путешественники медленно продвигались на север. 15 августа они достигли Оранских островов. На следующий день несколько человек направились на шлюпке к Новой Земле. Высадившись на берег, они поднялись на высокую гору. Отсюда была видна северная оконечность острова. За ней, восточнее, лежало Карское море, свободное ото льдов. По словам Геррита де Фера, рассмотрев чистую воду, они «сильно обрадовались, полагая, что задача плавания уже выполнена». Однако ледовая обстановка оставалась сложной. Только 19 августа, воспользовавшись благоприятным ветром, экспедиция достигла мыса Доходы, названного Баренцем мысом Желания, и, обогнув северную оконечность Новой Земли, направилась на юго-восток.