Первооткрыватели новой земли

ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ НОВОЙ ЗЕМЛИ

СЕРДЦА ПОДВИГ БЛАГОРОДНЫЙ

1910 г. Русанов получает деньги на приобретение инструментов, а в мае — предложение архангельских властей возглавить экспедицию. После выполнения официальной программы экспедиции Русанов планирует обойти на судне вокруг северного острова Новой Земли. Мысль о смерти не страшит Русанова. Не исключая возможности своей гибели, он обращается с просьбой к губернатору, чтобы тот воспитал сына Шурочку на казенный счет в гимназии.

Сдав экзамены, Русанов приезжает в Архангельск, где все хлопоты по организации экспедиции ложатся на его плечи. Вместе с ним в экспедицию отправляются студент-зоолог С. С. Иванов, штурман В. Е. Ремизов, который будет вести метеорологические наблюдения и определять астрономические пункты, препаратор С. С. Четыр-кин, участвовавший в экспедиции П. К. Козлова в Среднюю Азию, и горный инженер М. М. Кругловский.

Пяти тысяч рублей, отпущенных на экспедицию Главным управлением земледелия и землеустройства, едва хватает на приобретение снаряжения и припасов. Денег на аренду судна не остается. Экспедицию выручает купец Д. Н. Масленников. Он предоставляет в распоряжение экспедиции моторно-парусную яхту (куттер) «Дмитрий Солунский». Судно это, выстроенное близ Архангельска, в селе Мудьюге, и стоившее 35 тыс. рублей, имело водоизмещение 180 т и ход 6—7 узлов. Оно было снабжено дубовой обшивкой, увеличивавшей его прочность, а следовательно, и сопротивляемость льду. Мотор куттера работал на керосине и имел мощность 50 л. с. «Дмитрием Солунским» командовал опытный помор Г. И. Поспелов.

11   июля 1910 г. Русапов пишет из Архангельска матери: «С нетерпением жду выхода в море. Льды меня ничуточки не страшат, так как у меня великолепное большое судно, вполне приспособленное к полярным путешествиям, с дубовой обшивкой и очень прочной толстойосновой.

Я уверен в успехе и вместе со старым капитаном надеюсь подняться до крайней северной оконечности острова и обогнуть его весь».

12   июля «Дмитрий Солунский» выбирает якорь и покидает Архангельск. Почти на сутки он задерживается в Удельном заводе, где берет груз бревен для строящегося промыслового Ольгинского поселка в Крестовой губе.

На следующий день в 5 часов утра судно отчаливает от завода и вечером достигает устья Северной Двины. У самого горизонта едва заметно виднеется освещенная лучами закатного солнца  стена леса.  Впереди открытое море.

В горле Белого моря, на западном берегу лежит снег, и на его фоне виднеется четырехмачтовое грузовое полуразбитое судно, по-видимому наскочившее во время тумана на камни. «Особенно отчетливо выделяются на светлом фоне неба его нос, высоко приподнятый над водой, и наклонившиеся прямые высокие мачты; на одной, средней, мачте беспомощно треплется парус, словно разбитое крыло у раненой, умирающей птицы!» 6 — отмечает Русанов в дневнике.

А вдруг и «Дмитрия Солунского» ждет подобная участь? Ведь ему предстоит плавание в неисследованных водах, вблизи незнакомых северных берегов Новой Земли, где весьма вероятна встреча со льдами.