Первооткрыватели новой земли
ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ НОВОЙ ЗЕМЛИ
СЕРДЦА ПОДВИГ
БЛАГОРОДНЫЙ
1910
г. Русанов получает деньги на приобретение инструментов,
а в мае — предложение архангельских властей возглавить экспедицию. После
выполнения официальной программы экспедиции Русанов планирует обойти на судне
вокруг северного острова Новой Земли. Мысль о смерти не страшит Русанова. Не
исключая возможности своей гибели, он обращается с просьбой к губернатору,
чтобы тот воспитал сына Шурочку на казенный счет в гимназии.
Сдав экзамены, Русанов приезжает в Архангельск, где все
хлопоты по организации экспедиции ложатся на его плечи. Вместе с ним в экспедицию
отправляются студент-зоолог С. С. Иванов, штурман В. Е. Ремизов, который будет
вести метеорологические наблюдения и определять астрономические пункты,
препаратор С. С. Четыр-кин, участвовавший в экспедиции П. К. Козлова в Среднюю
Азию, и горный инженер М. М. Кругловский.
Пяти тысяч рублей, отпущенных на экспедицию Главным
управлением земледелия и землеустройства, едва хватает на приобретение
снаряжения и припасов. Денег на аренду судна не остается. Экспедицию выручает
купец Д. Н. Масленников. Он предоставляет в распоряжение экспедиции
моторно-парусную яхту (куттер) «Дмитрий Солунский». Судно это, выстроенное близ
Архангельска, в селе Мудьюге, и стоившее 35 тыс. рублей, имело водоизмещение
180 т и ход 6—7 узлов. Оно было снабжено дубовой обшивкой, увеличивавшей его
прочность, а следовательно, и сопротивляемость льду. Мотор куттера работал на
керосине и имел мощность 50 л.
с. «Дмитрием Солунским» командовал опытный помор Г. И. Поспелов.
11
июля 1910 г.
Русапов пишет из Архангельска матери: «С нетерпением жду выхода в море. Льды
меня ничуточки не страшат, так как у меня великолепное большое судно, вполне
приспособленное к полярным путешествиям, с дубовой обшивкой и очень прочной
толстойосновой.
Я уверен в успехе и вместе со старым капитаном надеюсь
подняться до крайней северной оконечности острова и обогнуть его весь».
12
июля «Дмитрий Солунский» выбирает якорь и покидает Архангельск. Почти на сутки
он задерживается в Удельном заводе, где берет груз бревен для строящегося
промыслового Ольгинского поселка в Крестовой губе.
На следующий день в 5 часов утра судно отчаливает от
завода и вечером достигает устья Северной Двины. У самого горизонта едва
заметно виднеется освещенная лучами закатного солнца стена леса.
Впереди открытое море.
В горле Белого моря, на западном берегу лежит снег, и на его
фоне виднеется четырехмачтовое грузовое полуразбитое судно, по-видимому
наскочившее во время тумана на камни. «Особенно отчетливо выделяются на светлом
фоне неба его нос, высоко приподнятый над водой, и наклонившиеся прямые высокие
мачты; на одной, средней, мачте беспомощно треплется парус, словно разбитое
крыло у раненой, умирающей птицы!» 6 — отмечает Русанов в дневнике.
А вдруг и «Дмитрия Солунского» ждет подобная участь?
Ведь ему предстоит плавание в неисследованных водах, вблизи незнакомых северных
берегов Новой Земли, где весьма вероятна встреча со льдами.
|