Первооткрыватели новой земли

ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ НОВОЙ ЗЕМЛИ

СЕРДЦА ПОДВИГ БЛАГОРОДНЫЙ

Как только ветер несколько стихает, «Полярная» оставляет свое убежище, чтобы продолжить путь к Пету-ховскому Шару. Плывут вблизи лишенных удобных заливчиков и бухт неприветливых скалистых берегов. В том же направлении ветром несет лед. Ставят все паруса и запускают мотор, чтобы поскорее избавиться от такого неприятного спутника.

Взлетая на зеленовато-синих прозрачных волнах и монотонно стуча мотором, «Полярная» спешит на восток и день и ночь, пользуясь ее белыми сумерками.

В течение нескольких дней Русанов, Тизенгаузен и Вылка обследуют Черную губу. Покинув ее, экспедиция впервые в этом году встречается с тяжелым полярным льдом, полосы которого занимают все пространство между Черной губой и Петуховским Шаром.

«Лед,— пишет Русанов в дневнике,— в среднем возвышался на 1 метр над водой и казался сильно изрытым и разрушенным волнами; многие льдины были нагромождены друг на друга. Подводное основание каждой льдины занимало гораздо большую площадь, чем белая надводная поверхность. Край льда представлял не вертикальную линию свежего излома, а очень извилистую и длинную подводную линию продолжительного оттаивания и постепенного разрушения.

Двигаться среди такого льда было очень неудобно; нужно было вести судно с большим вниманием, а то легко было не заметить длинный подводный ледяной выступ и посадить на него судно».

«Полярная» с трудом лавирует между льдами. Если бы не штиль, они давно бы зажали моторку Русанова. Но благодаря полному безветрию экспедиция ночью 28 июля добирается до Петуховского Шара.

Отсюда «Полярная» переходит в залив Рейнеке, один из самых обширных на Новой Земле, о котором Илья Вылка сказал, что он велик, как море.

Экспедиция приступает к съемке и промеру глубин. «До нас,— пишет Русанов   в   дневнике,— никто   не   знал его истинной величины и очертания. Только вход этого залива был нанесен на карту, да и то неточно. Нанесение всего залива на карту значительно изменит конфигурацию южной оконечности острова и еще резче подчеркнет изрезанность береговой линии и простирание ее в северо-западном направлении».

На долю путешественников выпадает много неприятных неожиданностей, хлопот, приключений.  То моторка садится на камни, и приходится терпеливо несколько часов  ждать,  чтобы  прилив  освободил  их   суденышко.   То вдруг штормовой  ветер  настигает  моторку у  скалистых берегов, и экспедиция вынуждена несколько дней стоять на якорях под скалами, каждую минуту ожидая, что цепи не   выдержат   и   «Полярная»   разобьется   о   прибрежные камни. То вдруг в самую критическую минуту перестает работать мотор,  и приходится  его весь разбирать.   Причем однажды механик Александр Яшков так основательно загоняет поршень в цилиндр, что выбить его оттуда нет  никакой  возможности.   Сначала  для  его  извлечения используются стамески и ключи, затем геологические молотки и, наконец, полупудовая кувалда, которой,  потратив всю ночь, виновник происшествия все-таки выбивает поршень. Утром пытаются пустить машину, но она отказывается работать. «Дело скверно,— отмечает  Русанов  в дневнике,— неужели из-за мотора мы не сможем продолжать  наш  путь,  не  увидим   Карского  моря,  не  обогнем Новую Землю с юга?