Первооткрыватели новой земли
ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ НОВОЙ ЗЕМЛИ
СЕРДЦА ПОДВИГ
БЛАГОРОДНЫЙ
Как только ветер несколько стихает, «Полярная» оставляет свое
убежище, чтобы продолжить путь к Пету-ховскому Шару. Плывут вблизи лишенных
удобных заливчиков и бухт неприветливых скалистых берегов. В том же направлении
ветром несет лед. Ставят все паруса и запускают мотор, чтобы поскорее
избавиться от такого неприятного спутника.
Взлетая на зеленовато-синих прозрачных волнах и монотонно
стуча мотором, «Полярная» спешит на восток и день и ночь, пользуясь ее белыми
сумерками.
В течение нескольких дней Русанов, Тизенгаузен и Вылка обследуют
Черную губу. Покинув ее, экспедиция впервые в этом году встречается с тяжелым
полярным льдом, полосы которого занимают все пространство между Черной губой и
Петуховским Шаром.
«Лед,— пишет Русанов в дневнике,— в среднем возвышался на 1 метр над водой и казался
сильно изрытым и разрушенным волнами; многие льдины были нагромождены друг на
друга. Подводное основание каждой льдины занимало гораздо большую площадь, чем
белая надводная поверхность. Край льда представлял не вертикальную линию
свежего излома, а очень извилистую и длинную подводную линию продолжительного
оттаивания и постепенного разрушения.
Двигаться среди такого льда было очень неудобно; нужно было
вести судно с большим вниманием, а то легко было не заметить длинный подводный
ледяной выступ и посадить на него судно».
«Полярная» с трудом лавирует между льдами. Если бы не штиль,
они давно бы зажали моторку Русанова. Но благодаря полному безветрию экспедиция
ночью 28 июля добирается до Петуховского Шара.
Отсюда «Полярная» переходит в залив Рейнеке, один из самых
обширных на Новой Земле, о котором Илья Вылка сказал, что он велик, как море.
Экспедиция приступает к съемке и промеру глубин. «До
нас,— пишет Русанов в дневнике,— никто
не знал его истинной величины и очертания. Только вход этого залива
был нанесен на карту, да и то неточно. Нанесение всего залива на карту
значительно изменит конфигурацию южной оконечности острова и еще резче
подчеркнет изрезанность береговой линии и простирание ее в северо-западном
направлении».
На
долю путешественников выпадает много неприятных неожиданностей, хлопот,
приключений. То моторка садится на камни, и приходится терпеливо
несколько часов ждать, чтобы прилив освободил
их суденышко. То вдруг штормовой ветер
настигает моторку у скалистых берегов, и экспедиция вынуждена
несколько дней стоять на якорях под скалами, каждую минуту ожидая, что цепи
не выдержат и «Полярная»
разобьется о прибрежные камни. То вдруг в самую
критическую минуту перестает работать мотор, и приходится его весь
разбирать. Причем однажды механик Александр Яшков так основательно
загоняет поршень в цилиндр, что выбить его оттуда нет никакой
возможности. Сначала для его извлечения
используются стамески и ключи, затем геологические молотки и, наконец,
полупудовая кувалда, которой, потратив всю ночь, виновник происшествия
все-таки выбивает поршень. Утром пытаются пустить машину, но она отказывается
работать. «Дело скверно,— отмечает Русанов в дневнике,— неужели
из-за мотора мы не сможем продолжать наш путь, не
увидим Карского моря, не обогнем Новую Землю с
юга?
|